Погодин Игорь

***
Как принцип примата свободы имплементируется в работу преподавательской команды Академии? Единственный мотив, который может формировать команду и соответствовать нашей философии, это взаимный профессиональный интерес и уважение плюс личная симпатия. У нас нет договоров с преподавателями, основанных на обещании верности. Мое послание звучит следующим образом: «Оставайтесь здесь только до тех пор, пока вам профессионально интересно и ценностно важно! Не дольше этого момента!» Тренер так же, как и студент, должен иметь возможность Выбрать Быть в Академии. Не раз и навсегда, а каждый день. Теплота и любовь внутри команды — это здорово и является большой ценностью, но даже она вторична по отношению к свободе.
Все относящиеся к процессу обучения решения принимаются командой в диалоге коллегиально, но без голосования. Это очень важно – мы никогда ни за что не голосуем. Почему? Потому что демократия – это точно такое же насилие, как и все остальные формы власти, как бы мы ни воспевали ее. Это насилие большинства над меньшинством. Это всегда плохо. Именно меньшинство часто бывает мудрее и глубже. Демократия как власть большинства рождает посредственные решения и упрощает людей. Компромисс — это всегда плохо. Ему есть альтернатива – диалог в Присутствии. Не спор, а именно диалог. У каждого тренера своя позиция и свой взгляд на происходящее в Академии. Его задача заключается в том, чтобы донести их таким образом, чтобы это «попало внутрь остальных». Задача остальных комплементарна первой – «дать возможность себе впечатлиться». Что находится в полном соответствии с фундаментальной философией гештальт-терапии.
Могу сказать по собственному опыту, как это происходит. В значительном количестве случаев, наверное, в большей их части, мы принимаем решения вопреки моему изначальному мнению. Не потому, что я играю в либерализм, а потому что мудрость команды и каждого отдельного тренера в диалоге приобретает значимое влияние. «Почему бы нам не попробовать этот способ?», – думаю я. Мои коллеги в разговоре порой оказываются очень убедительными. Важно лишь сохранить свободу быть собой. Более того, такой разговор напоминает нам о наших базовых ценностях и нашей философии, о которой каждый из нас под влиянием эмоций вполне может позабыть. Поэтому нам не приходится голосовать. Поэтому нам не нужно терпеть. Насилие нужно только тогда, когда нет Присутствия и диалога. В тот день, когда нам придется голосовать, нам стоило бы задуматься о том, что что-то ломается незаметным для нас образом.
Это не означает безграничности. Незыблемыми остаются представления о качестве образования, разработанные нами образовательные стандарты, критерии профессиональной пригодности и правила, которые обеспечивают безопасность функционирования групп. И фундаментальная методология школы и нашего подхода к психотерапии. В остальных случаях у всех есть выбор. Но даже фундаментальные положения нашей педагогики могут меняться. С течением времени накапливается множество педагогических прецедентов, которые с необходимостью создают условия для трансформации парадигмы. Мы позволяем этому произойти, не сопротивляясь. 

4 weeks ago | [YT] | 45