Igor Satorin

ДУХОВНОСТЬ – ЧУДО, ИЛИ БЕЗУМИЕ?

Этот текст уже давно пылился в моих заметках. Кажется, я уже совсем не планировал его публиковать. Слишком он какой-то личный и оторванный от земных реалий. Я и так постоянно скольжу на грани, когда начинаю выглядеть откровенным шизотериком. Хоть и топлю за осознанность и здравомыслие.

Сегодня перебирал свои старые заметки, снова на этот текст наткнулся. Похоже, сегодня у меня состояние чуть более открытое, поэтому и решил, не затягивая, текст опубликовать. Он был записан в один присест. Публикую его в оригинальном сыром виде, без правок. Обычно я так пишу только для себя, а для блога записи усердно причесываю.

Если вы от тонких материй далеки, лучше от дальнейшего чтения воздержаться, или воспринимать этот поток сознания, как какую-нибудь философию.

***

Психология – это одобренная духовность. И это не шутка и не метафора. Это правда, которую не так-то просто принять. А непросто ее принять, потому что духовность в народе числится под грифом: чудесно, неадекватно, удивительно, безумно. А чтобы принять все это нужно это про себя допустить и признать. Словно после этого ты – такой расчудесный неадекват.

О чем я веду речь? «Чудесно» и «неадекватно» – это эмоциональные оценки. Одна оценка говорит, что духовность – это невероятно и чудесно, словно перед тобой открывается необъяснимый сложный гораздо более взрослый, чем ты знал когда-либо реальный живой мир. А вторая оценка говорит, что духовность – это уход в иллюзию. А порой и в такую иллюзию, которую уже называют безумием. Оба описания как бы утверждают, что они правдивы. Но оба исключают друг друга.

Объединиться восприятие духовности как чуда и одновременно безумия умудряется в голове сомневающегося. Это такой человек, который сам дает эти имена духовности – чуда и безумия. И он сам порой видит, что чудо и безумие должны исключать друг друга. А беспокоит его это, потому что, будучи приверженцем духовности он теперь вписал эти эпитеты в свою самооценку. Теперь он сам для себя чудесный безумный.

Изучая духовность, он однажды обнаруживает, что она есть в том, как он сам ощущает жизнь. Его живое сознание, его настроения и мысли – часть общей духовности. Он замечает, что люди робко говорят об этой живой части – о своих мыслях, чувствах, настроениях. Робко, потому что даже просто думать и чувствовать – такая часть чудесного безумия. И вот, приверженец духовности видит, как это происходит, как эта часть жизни – заметна для мира, как мир ее признает, дает ей имена: «я», сознание, мысли. Замечает, что для этих названий даже придумали дисциплину. Сначала ее назвали философией. А потом психологией.

Психология, став, уважаемой начала рассуждать о духовности смело. Она сняла с себя гриф «безумно». Хотя и гриф «чудесно» тоже почти весь растаял. Психология всю дорогу пугалась своих границ. Ведь за своими границами она, психология мгновенно превращалась в духовность. Приверженцы духовности иногда любят говорить, что это у них философия. Дескать мы тут и не медитируем даже – просто философствуем – интеллектуальная эквилибристика.

Человек по-настоящему увлекшийся психологией и сам начинает интересоваться ее границами и даже за них перешагивать – то есть заглядывать из психологии – в духовность. И ясно видеть, насколько это реальные вещи. Ум, мысли, настроения, как мы помним – часть духовности. Мысли ума и есть источник оценок. Оценки только в мыслях и могут существовать. Мысли как бы претендуют выражать правду. И у них получается. Возникает вера в правду мыслей. А правда эта может звучать множеством разнообразных способов. И каждый способ звучания мысли будет убеждать, будто это он – правда. Поэтому один человек убежден, что духовность – чудо. А другой, что она – бред. Продвинутый психолог, подходя к границам психологии испытывает трепет. Он видит, что это развитие психологии – ее глубина, ее сложные нюансы. И эта глубина психологии – самое начало духовности. Словно «дно» для чего-то безгранично большего.

Продолжение в блоге: progressman.ru/2024/12/pod/

10 months ago | [YT] | 44