Dmitry Kolezev

Росфинмониторинг внес сегодня меня в т.н. «список экстремистов и террористов». Штука неприятная, но скорее для меня лично, а не для моих подписчиков и читателей. Мне сегодня многие написали с вопросами, хочу развеять несколько мифов:

1. Вопреки расхожей формулировке, включение в этот список не означает объявление человека экстремистом или террористом. На самом деле, как объясняют юристы, в России вообще нет отдельного статуса физлица-экстремиста (только экстремистская организация). Само по себе включение в реестр не меняет правовой статус человека или его контента. Реестр даже называется на самом деле «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму», то есть он как бы не утверждает, что эти люди — террористы и экстремисты (туда ведь вносят и подозреваемых еще до приговора).

2. Включение в реестр происходит на основании ФЗ №115 и позволяет Росфинмониторингу отслеживать все твои транзакции в российских банках (хотя он вроде бы и так может это делать?). По факту, насколько известно из практики, происходит блокировка российских счетов, и тратить с них «экстремист» или «террорист» может по 10 тысяч рублей в месяц.

3. Читать, быть подписанным, искать человека, попавшего в этот перечень, — МОЖНО. Никаких санкций за это не предусмотрено.

4. С донатами сложнее, тут мнения юристов расходятся. В целом вроде бы закон не запрещает донатить человеку, попавшему в этот список. Но один юрист мне сказал, что знает про уголовное дело о финансировании экстремистской деятельности за донат осужденному за экстремизм. Другая юристка сказала, что ограничений нет, но как будет развиваться практика — «хрен знает». Донаты из России я на всякий случай отключил.

5. У некоторых еще возникла путаница из-за недавно принятого закона о том, что теперь экстремистской организацией можно признать любую, где есть осужденный за экстремизм. На самом деле это должен быть не просто человек из этого списка, а человек, осужденный по статье именно об организации экстремистского сообщества (282.1 УК РФ). Поэтому нахождение со мной в одном чате тоже не делает вас экстремистом.

6. Основные риски возникают для меня самого: могут блокировать счета даже в европейских банках (потом что комплаенс-базы подтягивают информацию у Росфинмониторинга автоматически), могут блокировать PayPal, могут возникать еще какие-нибудь сложности с финансовой инфраструктурой.

В целом это скорее просто дополнительная стигматизация страшными словами «террорист» и «экстремист». К сожалению, фигурантов этого списка будет становиться все больше, потому что с 1 июня значительно расширили список статей, по которым могут в него вносить (меня внесли как осужденного по статье о военных фейках за публикации о Буче). По оценкам юриста, с которым я говорил, примерно 300-400 человек скоро дополнительно могут оказаться в этом перечне.

1 month ago | [YT] | 1,903